Атмосфера Земли кишит фрагментами грибных клеток

Мельчайшие частицы грибных клеток могут провоцировать аллергические реакции и приступы астмы.

Фото Global Look Press.

Исследователи из США выяснили, что в атмосфере дрейфует на порядки больше фрагментов грибных клеток, чем считалось ранее. Эти наночастицы могут вызывать аллергические реакции и приступы астмы, а также играть важную роль в образовании облаков.

Исследователи из Калифорнийского университета в Ирвайне выяснили, что в атмосфере дрейфует на порядки больше фрагментов грибных клеток, чем считалось ранее.

По словам ведущего автора работы Майкла Лоулера (Michael Lawler), эти фрагменты, скорее всего, представляют собой "осколки" спор, которые разрываются после поглощения воды и набухания.

Команда проводила отбор проб в американском штате Оклахома. Воздух всасывался прибором под названием термодесорбционный масс-спектрометр. Он может отбирать частицы селективно. В данном случае это были фрагменты диаметром от 20 до 60 нанометров.

Они собирались на тонкой платиновой нити, которую затем нагревали, чтобы собранный материал испарился. Далее инструмент анализировал полученные газы.

Хитин, входящий в состав клеточных стенок грибов, а также сахарные спирты, которые грибы используют для накопления энергии, указали на присутствие соответствующих частиц.

Большинство из них имели диаметр около 30 нанометров. Для сравнения: лист бумаги имеет толщину около 100 тысяч нанометров. По мнению специалистов, именно из-за малого размера эти наночастицы могли остаться незамеченными в предыдущих анализах.

Концентрации грибных наночастиц могут составлять до сотен на кубический сантиметр, добавляют исследователи.

Важно отметить, что фрагментам грибных клеток диаметром менее ста нанометров намного легче проникнуть в лёгкие человека, чем неповреждённым клеткам диаметром в тысячи нанометров. Кроме того, первые более химически активны.

Таким образом, мельчайшие частицы грибных клеток могут провоцировать аллергические реакции и приступы астмы у пациентов, восприимчивых к такому воздействию.

Более того, в атмосфере эти наночастицы могут выступать в роли ядер конденсации, ускоряющих превращение водяного пара в лёд. По мнению Лоурела и его коллег, эти ледяные кристаллы способствуют образованию облаков.

Впрочем, важно отметить, что авторы этой работы собирали пробы воздуха в одном регионе (в сельской местности) в течение одного месяца. То есть результаты анализа не обязательно свидетельствуют о повсеместном распространении фрагментов клеток грибов.

В дальнейшем команда намерена расширить свои исследования и выяснить, как происходят "грибные выхлопы" и действительно ли эти наночастицы играют важную роль в образовании облаков.

Новые данные пригодятся для составления более точных климатических прогнозов, а также улучшат представления о составе воздуха, которым мы дышим, заключают авторы работы, представленной в журнале Science Advances.

Кстати, ранее "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) сообщали, что на Земле ежедневно идут дожди из вирусов.